Сделал расчет САХ для моего крыла.
Сначала я нарисовал крыло в Компасе. Размеры скорректированы, это уже не само крыло, а его проекция, с учетом законцовки.
Чертеж крыла здесь.
Это уже окончательный чертеж, с результатами.
Как я их получил:
Нарисовал САХ половинки центроплана, т.к.центроплан прямоугольный, то САХ находится посередине.
графически построил САХ для трапециевидной части. Методика построения проста и хорошо описана.
Рассчитал площать половинки центроплана - 5.76 кв.дм.
Рассчитал площадь трапециевидной половинки - 14.69 кв.дм.
Рассчитал расстояние от САХ центроплана до результирующей САХ по формуле
a - d * S2/(S1+S2)
где:
d - расстояние между САХ центроплана и САХ трапециевидной половинки
S1 - плошадь половинки центроплана
S2 - плошадь трапециевидной половинки
"а" получилась равной примерно 279 мм.
Откладывая 279 мм от САХ центроплана я получил место расположения результирующей САХ, провел ее, замерил ее длину на чертеже, она получилась приблизительно 278 мм, от этой длины взял 25, 30, 35 процентов (70, 83, 93 мм), отложил эти величины, спроектировал их на САХ центроплана и получил расстояния от передней кромки крыла, соответствующие 25, 30 и 35 процентов центровки.
Эти величины 92.67, 105.87, 115.64 соответственно.
Таким образом я установил, что сейчас у меня центровка 110 мм от передней кромки крыла соответствуют 31-32%, что вполне приемлемо для первого старта, а там уже отцентрируем по поведению самика.
Добавлено: 28-10-2011 09:44
21.10.2011 состоялся запуск самолета.
К сожалению запускал самик в гордом одиночестве и никто не фотографировал и не снимал на видео. Но ничего, со временем засниму и покажу, а пока расскажу на словах.
С утра было тихо и пасмурно, я поехал на бугор за домом (в деревне), там огромное поле, не мешают деревья и столбы.
Собрал самолет, крыло закрепил резинками. Поставил их 12 штук - в 3 раза больше чем на Цессне. Попробовал поднять за крыло, потрясти - фюзеляж держится нормально на крыле, не болтается.
Проверил рули, все работает. Заметил, что неправильно стоит РВ, присмотрелся - серва вырвалась при перевозке.
Замесил поксипола и заново приклеил РН и РВ.
Запуск. Дал газу до отказу, модель рвется из рук, пустил и она плавно пошла на взлет. Взлетает довольно тяжело, но может так и должно быть на этой тяжелой модели. Ее вес порядка 1350-1400 грамм.
Надо бы попробовать взлетать с флапперонами во взлетном режиме, может полегче будет подниматься.
Немного набрал высоту, попробовал качнуть элеронами - практически не работают. Можно было бы включить 100% расходы, но это ни к чему. Рулем направления развернул модель, посадил. Переключил аппу в моду 4. Теперь у меня на правом стике РН и РВ, а на левом газ и не нужные пока элероны. Так мне управлять удобнее. Все управление на правом стике, а левый только газ.
Еще раз пустил, самик через 3-4 метра приземлился, видимо без привычки дал мало газу. Самику ничего, дал газу больше и опять запустил. Летит очень стабильно, как утюг по рельсам. Попробовал выключить мотор и бросить стики, самик заметно клюнул носом и пошел вниз.
Опять посадил его, снял из носовой части грамм 30 свинца. Таким образом вернулся к первоначальной центровке 31-32%.
Опять пустил, теперь лететь стал намного стабильнее. Оттриммировал РН, попробовал выключить мотор и бросить стики - летит плавненько, планирует. Нужно попробовать еще немного убрать, посмотреть что будет.
Планирует очень хорошо, практически скользит горизонтально. Сажать его даже проще чем Цессну, если никаких препятствий нет, то можно все бросить - сам сядет. Садится ровненько крылом за землю не цепляет, как сел, так и стоит ровно.
Пробовал при посадке включать флаппероны в режим посадки. Особо не впечатлило, может еще и РВ туда замиксить, а то без него при включении флапперонов приходится придерживать самик РВ, чтобы не клюнул. Да и без флапперонов посадочная скорость не велика.
В общем-то по результатам могу сказать, что элероны самику не нужны. Без них крыло сделать было бы проще, а толку в них особого нет.
Очень хорошая самостабилизация. Если наклонить самик и бросить стики, то он через 2-3 секунды сам установится в горизонталь. У меня Цессна была с прямым крылом и я раньше не видел как работает самостабилизация. Понравилось.
Что пока не нравится - кажется, что винт 4Х8Х4 слабоват. Мотор визжит в полный рост, а самик летит весьма спокойно, заставить его лететь быстрее не получилось. Жду когда придет из чайны винт 3Х8Х6, надеюсь с ним будет лучше. А можно и самому сделать 4Х8Х6 по образу того, что стоит сейчас.
В следующий раз попробую поставить на самик камеру. В этот раз принципиально не брал ее, потому, что если заранее загадаешь, что полетит и будешь снимать, то обязательно что-то пойдет не так. Может и не полететь, а это нежелательно.
Отпускал его довольно далеко. Модель большая, видно издалека. По косвенным прикидкам метров на 200-250. Раз поднял высоко, вижу что модель стало мутно видно, сообразил, что влез в низкую облачность. Сразу опустил вниз, а то еще потеряется.
В общем первый полет прошел успешно, самиком очень доволен.
Добавлено: 28-10-2011 09:46
22.10.2011 полетушки не прошли даром.
Начал полеты с утра, было пасмурно, ветра почти не было. Первый аккумулятор летал около 30 минут. Затягивал самолет повыше и выключал мотор, далее планировал долго и плавно. Как только самик опускался довольно низко, затягивал его опять вверх. Всего так затягивал раза 4. Остальное время парил в свободном полете. Никаких проблем с управлением и планированием не было. Потом посадил самик, заменил аккумулятор, хотя отсечки еще не было, и опять запустил.
В этот раз запустил его с флапперонами во взлетном положении. На первый взгляд вроде полегче сразу стал набирать высоту, хотя я почти сразу после набора нескольких метров выключил флаппероны.
Второй запуск модель стала постоянно стремиться повернуть вправо. Странно, вроде только что летала нормально... Пробовал триммировать - не помогает. Ну думаю ладно, может ветерок наверху поднялся, и постоянно сворачивает модель в сторону, хотя почему все время в одну и ту же сторону?
Дальше хуже, постепенно стала слушаться все хуже и хуже, и все время ветерком уносилась в сторону. Мне бы сразу постараться посадить модель, но я все пытался вернуть ее к себе поближе. В итоге самик свалился в крутую спираль. В последний момент я выключил мотор и бросил стики в надежде на самостабилизацию, но уже ничего не помогло и на полном ходу самик встретился с землей.
Прыгнул в машину и поехал на место падения. Не сразу нашел, это было метрах в 300-400 от места старта. Морда побита довольно сильно, хотя это не сильно огорчило, ведь морда - это всего лишь контейнер для аккумулятора. Мотор и вся электроника цела.
При осмотре самика обнаружил, что сломался кабанчик на одном из элеронов. Не вырвался, а просто отломился. Может не выдержал нагрузок при старте с опущеными флапперонами. Он был сделан из прозрачной пластмассы от болванки из упаковки CD дисков. Видимо для такого большого самолета нужны более прочные кабанчики.
Так что теперь буду заниматься ремонтом.
Решил убрать управление элеронами. Сниму сервы, а элероны зафиксирую зубочистками на поксиполе.
Морду у модели отрежу и сделаю новую. Удлиню ее на 5 см, чтобы обеспечить центровку меньшей догрузкой свинцом, ну и конструктивно сделаю все иначе. Теперь есть понимание, как и что там нужно сделать.
В общем работа продолжается.
Добавлено: 28-10-2011 09:47
Самолет готов к полету.
Почетная морковка на хвосте.
Что переделано:
- убрал управление элеронами (сервы, тяги, кабаны, удлинители проводов для серв)
- зафиксировал элероны стеклопластиковыми прутками, заклеил стыки с законцовками. Получилось цельное жесткое крыло.
- выкинул тяги на РН и РВ, сделанные из шашлычин, поставил стеклопластиковые с короткими проволочными поводками, чтобы не гнулись.
- выкинул фанерную подошву фюзеляжа, заменил на 2х-слойную потолочку.
- отрезал разбитый нос и вклеил новый а-ля Цессна, удлинил нос на 5 см.
Все это позволило снизить вес почти на 100 грамм. Сейчас полный вес модели 1255 грамм.
Теперь буду ждать у моря погоды. Если в выходные получится, то попробую полетать.