Начало
Добро пожаловать, Гость
Вход или Регистрация    Забыли пароль?
RE: Один день радиста (1 чел.) (1) Гость
Вниз
Сообщения темы: Один день радиста
#31888 
Один день радиста 06.02.2023 18:51  
Как проходила радиосвязь. Одна вахта радиооператора.
 10.05.2021 30.10.2021
Виктор Потапов

Дорогие друзья!
Хочу рассказать вам как проходила радиосвязь на флоте на примере одного дня (одной вахты) радиооператора на рыбообрабатывающей плавбазе.
Работал я одно время на рыбообрабатывающей плавбазе «Шалва Надибаидзе»- позывной ULKE. Плавбаза была приписана к порту Владивостока и принадлежала Владивостокской Базе Тралового и Рефрижераторного флота (ВБТРФ). Рейс длился долго — около года, и побывали мы на трёх путинах. Ивасёвая, сельдевая, минтаевая не заходя в порт. Японское море, Тихий океан, Охотское море, Курилы, Сахалин. Не важно на какой путине мы работали радиосвязь и её принципы были одинаковы.
Работа радиооператора на плавбазе отличалась от работы радиооператора на добывающем и транспортном судне. Во первых мы несли круглосуточную вахту, и поэтому у нас было три радиооператора. Вахты несли 8 через 16. Вообще то было положено 4 через 8, но всё было в наших руках, и поэтому мы выбрали такой график из-за более длительного времени отдыха между вахтами.
Во вторых, интенсивностью. Экипаж на нашем судне во много раз больше чем на траспортном и поэтому радиограмм передавалось больше. Завод, бухгалтерия, отчётность как на предприятии — всё это передавалось на базу через радиоорубку.
Ну а если к вам на плавбазу сядет начальник экспедиции или, не дай бог, начальник промрайона, тогда интенсивная работа на вахте обеспечена. А нам, радистам, чем меньше работы, тем лучше. Как говориться, радист спит, работа идёт.
Больше всего работы было на вахте с 0800 до 1600. Ну и ещё выпадало на начало вахты с 1600 до 2400. Передача вахты проходила оформлением в оперативном журнале — вахту сдал, вахту принял. Ну, и поехали!
Период молчания на частоте сигналов тревоги и бедствия 500 кГц — три минуты каждые четверть часа 0000-0003, 0015-0018, 0030-0033, 0045-0048 с записью в журнале.



Циркуляр — прослушивали каждый час свою базовую радиостанцию на предмет входящих радиограмм. Радиоцентр передавал циркуляр сразу на нескольких частотах. Это были короткие волны.
Для приёма DX -дальней связи у нас были такие приемники как «Шторм», «Сибирь», EKD-300.


Мы выбирали частоту, на которой была лучше слышимость. Радиоцентр (позывной UKA — Владивосток) передавал список позывных судов которым имелась информация в том или ином виде. Таким образом:
CQ CQ CQ DE UKA UKA UKA QTC ULKE, UPTХ, URIB …. и т.д. Что означало. Всем всем всем передает радиоцентр Владивостока UKA имею сообщения для… Как проходила сама радиосвязь я уже писал.
Далее я запускал радиопередатчик (стоял у нас «Бриг», даже два). Это коротковолновый радиопередатчик мощностью до 1500 Вт. Потом вызывал радиоцентр на частоте вызова.


UKA DE ULKE QRU? k. Это означало — радиоцентр UKA вызывает вас плавбаза «Шалва Надибаидзе» , что вы имеете для меня? Мне отвечал радиоцентр QTC срч QRY 2. Это означало: «Срочная радиограмма, ваша очередь вторая». Или могло быть ещё так: «QTC срч QSW 8525». Это означало что для меня имеется срочная радиограмма и я должен перейти на частоту приема 8525 кГц.
Я перестраивал приёмник на эту частоту. Город вызывал меня и давал частоту на которую я должен настроить передатчик. Я перестраивал передатчик, снова вызывал город и передавал, что я готов к приёму. Выглядело это так — UKA DE ULKE ga. Центр передавал радиограмму, а я одев головные телефоны (по простому наушники) принимал её непосредственно на пишущую машинку.
Радиограмма могла выглядеть так:
fm Владивосток нр 23 цк 21 2/10 1000=
П/Б Шалва Надибаидзе КМД Куликову=
Прошу следовать 2/10 1800 мск район южного Сахалина в координаты …. сш …… вд=
КРП Шадрин=
fm — из, нр -номер, цк — количество слов, далее дата, время. КМД — капитан-директор, мск-время московское, сш-северной широты, вд-восточной долготы.
Далее связь проходила так: Я -QSL ОР Потапов. Город- NIL ОР Курочкина. Я-TU, 73, SK. Это означало: прием подтверждаю, радиооператор Потапов, город — больше для вас ничего не имею, оператор Курочкина. Я-спасибо, всего самого хорошего, конец связи. Все коды и сокращения смотрите в моей статье «Как происходит радиосвязь азбукой Морзе».
Ну а что, если входящих радиограмм было много? 20 или 30 штук. Ведь у нас был большой экипаж. Связь между родственниками на берегу и в рейсе была только с помощью радиограммы. Был ещё радиотелефон, но это было дороже. Поэтому многие пользовались связью с помощью радиограммы. А перед каким либо праздником вообще завал — все хотели поздравить родственников и знакомых на берегу, и наоборот.
Если радиограмм было много мы пользовались буквопечатающим аппаратом, который принимал информацию автоматически с помощью частотной модуляции F1. У нас на «Шалве» это был Т-63 и РТА-7Б.



Чуть позже стали появляться РТА-80.
Ну, вот, радиоцентр говорит -для вас 30 рдо (радиограмм). Я спрашивал: БПЧ? Оператор на радиоцентре отвечал: ок.
Я включал аппарат, выставлял на радиоприемнике нужную модуляцию и просил настройку кодом QRV или просто давал букву V три раза и оператор понимал, что я прошу настройку. Он, или скорее всего она, так в основном там работали девушки, включал ленточку настройки. На аппарате это выглядело таким образом: VVVVVVVVVVVVVVVV de UKA VVVVVVVVVVVVVVVVV de UKA VVVVVVVVVVVVV и так далее. Если я видел, что приём идёт без ошибок, давал разрешение на передачу РДО: ок ga (понял, передавайте). Включал перфоленту и аппарат печатал радиограммы на бумагу и на перфоленту.

Если проходило с ошибками, то просил рпт (повтор), а потом из двух портянок составляли одну. Благо частные рдо были простые по смыслу (с праздником, поздравляю, всего самого и т.д.).
Сложнее было, если принимали крипту (криптограмма). А так как у нас на П/Б был секретчик (на кой он был нужен непонятно) то крипты принимали довольно часто. А там группы из пяти букв — несмысловой текст. Таким образом:
РАНЕЛ ТПШВТ ЗАТЧР ЦПВТГ ХДРЦИ ЛВУЙЗ МТРАЫ ДЖИИК ГХЕУТ БЬТСП
ШЛУП ЮЬМНЕ ЙХТЕН ОВТМБ ЗШКНЬ ЙИСЕН ДЩМБО ЕЙПВК ИЧКУД РЗЦИЧ
Ну и таким образом далее. Здесь, конечно нужен был чёткий прием, без ошибок.
Ну и далее окончание обмена как обычно: QSL, NIL, 73, SK.
Не забываем записать работу с городом в оперативный журнал — порядок обмена, номера принятых радиограмм. Не забываем писать SP (периоды молчания).
По расписанию нужно было принимать НАВИПЫ и НАВИМЫ. Это навигационные предупреждения , ну, там, что — то плывёт опасное, там буй оторвало. Передавали и в А1 — на слух и и в F1 на ТЛГ аппарат.
Ну и погода. Принимали как В А1 так и в F1. А также карту погоды на факсимильный аппарат. Вот такой у нас стоял. «ИНЕЙ-П». Стоял он в метеорубке — 10 метров по коридору.

На нашей плавбазе это была наша обязанность. На известной частоте и в известное время включали факсимильный аппарат и он выжигал карту на мокрой бумаге пропитанной химией. После приёма давали карте подсохнуть и несли штурманам. Читать карту могли и мы, там ничего сложного — циклон, антициклон, малоподвижный, подвижный, скорость движения, направление, сила направление ветра, температура, атмосферное давление, тайфун и т.д.
Выглядела она примерно таким образом:

Также работали с флотом на средних волнах. Для этого у нас стоял радиопередатчик «Муссон». Он имел фиксированные частоты 410, 425, 454, 468, 480, 500, 512 кГц. Как велась радиосвязь на средних я уже писал.

Если на П/Б был штаб начальника экспедиции или промрайона приходилось давать циркуляр по флоту на средних и передавать радиограммы всем судам одновременно. Это также происходило на средних волнах.
Если приносили исходящие радиограммы, то набивали их на перфоленту. Старались передавать на БПЧ через трансмиттер. Всё происходило также как и при приёме из города, только наоборот. Вызывал радиоцентр, переходили на другую частоту, предлагал БПЧ. Давал настройку. Для этого у нас была ленточка настройки: VVVVVVVVVV de ULKE VVVVVVVVVVVVVVVVV de ULKE VVVVVVVVVVVV. Она была закольцована, и мы это колечко вставляли в трансмиттер и запускали его.

Радиоцентр давал: OK GA. Я вставлял перфоленту с набитыми радиограммами и запускал ленту. Во время передачи радиоцентр мог прервать меня (ВК — прекратите передачу) и просил передавать с определенного момента. Со временем мы научились читать перфорацию на ленте и понимали с какого момента вставлять ленту в трансмиттер. Ну и окончание работы уже по знакомому сценарию.
Радиограмм бывало очень много. Почта, бухгалтерия, производственные отчёты — всё передавалось на радиоцентр.
В течение смены могли принести срочную (срч). Тогда приходилось вызывать радиоцентр и передавать вручную, на ключе. Для этого у нас был целый набор телеграфных ключей. Это вертикальный, электронный, виброплекс (на некоторых суда). О ключах я тоже писал в статье «Телеграфный ключ Морзе и его разновидности». Кое где были АДКМ — автоматический датчик кода Морзе. Но я на нём не любил работать.
Если в конце вахты приносили РДО на отправку приходилось набивать на перфоленту. Старались не оставлять на следующую вахту.
Ну вот, и конец вахты. Вахту сдал, вахту принял. С уваженьем дата подпись. Всё, на отдых. А вечером развлечений было не очень много. Кино в столовой, или на каких плавбазах были кинотеатры -«РМБ Чуев» и ему подобные, ходили смотреть. Приходили перегрузчики продукции или танкера — менялись фильмами.
В основном все тусовались в радиорубке — поэтому на вахте скучно не было, да и было кому помочь, если что. Благо на «Шалве» радиорубка была большая, даже диван стоял с отдельным столиком.
Вот так проходила вахта на рыбообрабатывающей плавбазе. SK
RN3RM

Александр
Постов: 635

Пользователь в оффлайне  Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Зарегистрирован Зарегистрирован  
 
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться  
#31889 
RE: Один день радиста 06.02.2023 20:12  
Если сравнивать с днём армейского радиста на мобильной р/ст Р-140,то Шалва- круизный лайнер,а радист не из команды.
RN3RU

Алексей
Постов: 285

Пользователь в оффлайне  Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Зарегистрирован Зарегистрирован  
 
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться  
#31890 
RE: Один день радиста 06.02.2023 20:39  
Поясни
ua3rgf

игорь
Постов: 55

Пользователь в оффлайне  Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Зарегистрирован Зарегистрирован  
 
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться  
#31893 
RE: Один день радиста 07.02.2023 09:10  
На завтрак рыба, на обед рыба, на ужин рыба и даже на ланч рыба.
RN3RBT

Владимир
Постов: 516

Пользователь в оффлайне  Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Дата рождения: 2001-01-19
Зарегистрирован Зарегистрирован  
 
Владимир
 
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться  
#31894 
RE: Один день радиста 07.02.2023 11:23  
RN3RBT писал(а):
На завтрак рыба, на обед рыба, на ужин рыба и даже на ланч рыба.
Русский язык прекрасен,ланч-полдник !
Зачем мне эта сра...я Европа и Америка то же с их преклонными и не очень клоунами,акушерами-гинекологами.
RZ3R

Oleg , ex : uw3rz,rw3rz.
Постов: 3952

Пользователь в оффлайне  Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Пол: Мужскойoleg3rz1Страна, город: Россия,ТамбовДата рождения: 1948-12-07
Зарегистрирован Зарегистрирован  
 
73!С уважением и вниманием Окороков О.В. https://www.qrzcq.com/call/RZ3R
 
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться  
#31895 
RE: Один день радиста 07.02.2023 11:46  
Игорь, если перечислить весь объём выполненных работ радиотелеграфиста передвижной р/ст. средней мощности за день, текст получится не меньше чем у Валентиныча. Тем более он его скопировал. Если очень интересно то звони по тлф я расскажу. Печатать нет ни времени, ни возможности, ни желания.
RN3RU

Алексей
Постов: 285

Пользователь в оффлайне  Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Зарегистрирован Зарегистрирован  
 
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться  
#31897 
RE: Один день радиста 07.02.2023 16:20  
RN3RM писал(а):
Как проходила радиосвязь. Одна вахта радиооператора.


Саша, ты же это уже писал.
Вот тут

Я потом нашел исходник статьи и вставлял оттуда фотки...
А тут читаю - дежавю, хоть опять вставляй.
admin

Дмитрий
Постов: 3069

Пользователь в оффлайне  Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Пол: МужскойСайт Тамбовских радиолюбителейСтрана, город: ТамбовДата рождения: 1955-06-18
Зарегистрирован Зарегистрирован  
 
Александр (RA3RBE)
 
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться  
#31899 
RE: Один день радиста 07.02.2023 22:06  
....если перечислить весь объём выполненных работ радиотелеграфиста передвижной р/ст ( выделяю как говорили. Предводительной проверки сообщения нет.Не знаю . Что там по факту )

А не надо в полном объеме повествовать .
По предложенной статье .... Описана ежедневная вахта .
Скажи просто .
У вас было ... Сложнее ? Ежедневно ?.
ua3rgf

игорь
Постов: 55

Пользователь в оффлайне  Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Зарегистрирован Зарегистрирован  
 
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться  
#31900 
RE: Один день радиста 07.02.2023 23:18  
У вас было ... Сложнее ? Ежедневно ?.

Давай я расскажу. Служил радистом в РВСН. Правильное название специальности "Радиотелеграфист". Узел связи стационарный, под землёй.Работа(Боевое дежурство) по сменам. На смену одновременно заступали 7 радистов, т.е. 7 сетей открыты были постоянно, а ещё были такие, что открывались по приказу.Ещё работа в направлениях. Словом, без дела ежедневно не сидели, но загруженность не всегда была одинаковой.Были дни, когда вертелись, как ужи на сковородке, а были и спокойные) Я и в сетях дежурил, и нач.расчёта ходил, и ДРС(Дежурный по р/связи). К концу службы все были радистами высокой квалификации, имели 1-й класс. Многие задумывались о работе после дембеля на гражданском флоте,обзавелись адресами всех существовавших тогда(70 -е годы) морских пароходств и написали туда письма со своими пожеланиями. К чести данных организаций - все ответили! Но ответы были отрицательные. Оказывается, наши военные 1-е классы для них ничто! Нужно окончить специальные уч.заведения, для того,чтобы получить нужный уровень подготовки для работы на флоте(и специальной, и технической). Единственное, что мне удалось - закончить курсы полярных работников в г.Железнодорожном, при Гидромет.техникуме. так туда(на эти 10 месячные курсы) пришлось сдавать экзамены.Это английский в объеме ср.школы,основы эл.техники(собеседование) Ну и специальность... Требовалось передавать на вертикальном ключе 18 групп(90 знаков). Но закончил, уже ждал "борт" в Тикси, но несчастье с матерью, пришлось вернуться.И попыток больше не повторял. Я бы не стал сравнивать работу военного радиста, у которого рядом всегда есть кому подсказать и помочь, и радиста на судне, который отвечает и за связь, и за исправность и тех.состояние аппаратуры, и должен быть профессионалом высокого класса и в том, и в другом.
ua3rbp

Сергей
Постов: 718

Пользователь в оффлайне  Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Зарегистрирован Зарегистрирован  
 
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться  
#31902 
RE: Один день радиста 08.02.2023 12:01  
Уговорили, того начну с того что по штату на р\ст 4 человека-нач р\ст пр-к или с-нт, водитель и 2 радиотелеграфиста.
Только в ЗГВ водитель редко привлекался на не профильные работы, а так занимался только закрепленным за ним автомобилем,
ЗИЛ-157 или ЗИЛ-131. Или десантный вариант ГАЗ-66. В ЗГВ у меня был ЗИЛ-157 с прицепом Р-140Д. Р\телеграфисты задействованы,
дежурили по сменам на узле связи на приемном центре, как писал Сергей, и выделялся один р\релеграфист. Опущу что нач р\ст
имел несколько едениц такой или родственной закрепленной за ним техники, которую надо своевременно обслуживать ремонтировать итд. Соответственно водители с этой техники были подчиненные. Этот начальник р.ст ещё раз 5 в месяц ходил в наряд, обычно деж
по парку, деж. по ВАИ, пом деж по части, ездил в командировки. И так приходила телеграмма - "распоряжение по связи", на основании которого выделялась техника и л.состав, харчи, ГСМ, маршрут следования, радио данные, итд. Оказывалось что на ЗИЛу
коляска спускает, масло не заменено, и аккумуляторы сели, потому как им срок эксплуатации вышел, а новые не дают! Начинаются
танцы с бубном. Хорошо если попадешь в составе узла связи, тем что проще с харчами сдал свои на полевую кухню там приготовят,
иногда тушенку сопрут, а дерьмом кормят, лучше бы экипаж готовил, и электропитание на узле дизель поставят от него запитываемся,
а так каждые 4 часа бензо агрегат заправляй. По прибытии на место если узлом связи р\ст ставят на удалении 500 метров иначе
узел потухнет от помех, экипаж роет капанир, метр торчать должна, и это безобразие затягивается маск. сетью. Далее развертывание
АФУ в зависимости от поставленной задачи те. какие мачты какие антенны. Если опаздали, то связь на антенна АЗИ, питание от ГАБ
потом путевые мачты и антены. Всё развертывание 3 человека, водителя забирают, а то и до развертываня, обустраивать УС. Многое опускаю, потому как касается начальника, начинается дежурство в Р\сети. Нач. и радист, радиограммы только криптограммы, должен раскодировать какая оперативная или маскирующая, или открыть р\направлениие. Спать в аппаратной, под шум передатчика, в стойке 4 вентилятора, хорошо если вынесен бензоагрегат. В кабине спать запрещено. Вот так в двоем по очереди дежурство в р\сети.
Летом жара обдув передатчика наружу, вся нечисть ночью кусающаяся засасывается в кунг. Зимой отопление от ОВ-65 только саляру успевай подливать, соляра должна быть зимняя и хорошего качества, последнее в армии не было, иначе форсунка печки закоксовывается и приходит калатун бабай. Частоты день ночь основные, запасные, позывные сменные, набираются деж
р\телеграфистом, ошибешся капец, не ответ на вызов, нарушение. И еще много непредвиденных ситуаций. Обычно месяца полтора.
Самое большое я попадал 3 месяца. Были командировки 2 раза из германии в Туркмению, 2 раза Южный Казахстан и одна в Ахтубинск
Но это всей частью Ж.Д транспортом соответственно. Сбор в обратном порядке, самое главное без травм и потерь. Не секрет и в нашей армии ив НАТО на учения 2% потерь л\состава. Потом чистить, мыть, мазать, красить. Перебрать, отремонтировать такелаж,
АФУ, антенны итд. Разбор полетов соответственно, кому что. Многое озвучивать не стал, например как "мазуто" относится к ВВС.
Интересное вспомню добавлю, может кто добавит.
P.S Бытовые условия все с собой, воду привозят, иногда.
RN3RU

Алексей
Постов: 285

Пользователь в оффлайне  Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Зарегистрирован Зарегистрирован  
 
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться  
Вверх

Форум FireBoard. Русская редакция: Adeptus v.2.0